МКДОУ детский сад № 15

           Развивающая предметно-пространственная среда в группе соответствует требованиям СанПиН к оборудованию и его размещению.

          При построении предметно - развивающей среды учитываются основные принципы федерального государственного образовательного стандарта  образовательной программы дошкольного образования.

          Предметно - развивающая среда в группе является эффективным средством для решения проблемы по разным видам деятельности. Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

           Поэтому одной из задач своей работы  выделила необходимость обогащения предметно-развивающей среды группы: необходимость создания разнообразных дидактических игр и пособий, способствующих повышению мотивации дошкольников к получению знаний, полноценной реализации этих знаний.

Ориентируясь на ФГОС дошкольного образования,    развивающая среда в группе, наполнена содержательными, эмоционально - привлекательными, многофункциональными пособиями, играми, которые трансформируются  в соответствии с тематическим планированием, возрастными, гендерными и индивидуальными  особенностями детей, используя авторские разработки дидактического и методического обеспечения.

Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей.       

Образовательное пространство группы оснащено техническими и информационно – коммуникативными средствами обучения и воспитания: интерактивной доской, мультимедийной установкой, ноутбуком, музыкальным центром.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.  И включает в себя:

  • Двигательную активность
  • Возможность уединения
  • Реализация образовательных программ
  • Трансформируемость
  • Полифункциональность
  • Вариативность
  • Доступность
  • Безопасность
  • Содержательно-насыщенна, соответственно возрасту

Игровой материал периодически меняется  в зависимости от тематики недели, появляются новые предметы, материалы, стимулирующие игровую двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Вариативность пространства позволяет детям выбрать ту или иную игру в зависимости от настроения и интересов.

Игровой материал  размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их и использовать в качестве предметов заменителей в разных видах деятельности. Так например, дети могут взять из уголка экспериментирования шишки, воду  и использовать  в уголке «Хозяюшка». ( принцип полифункциональности).

Наличие ширм, подушек, кукольной мебели позволяет трансформировать пространство группы в зависимости от образовательной ситуации и возможностей детей. Например, с помощью передвижных ширм  можно разнообразить сюжетно-ролевые игры, игры драматизацииорганизовать кукольный театр со зрителями.

Размещение оборудования по центрам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Учитываются интересы, как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, «стена» для детского творчества «Волшебные ручки».

В групповом помещении созданы условия, соответствующие духовным, социальным, познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей. Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Центр социально – коммуникативного развития «Игротека»

В этом центре ребенок реализует полученные и имеющиеся знания об окружающем мире через игру:

«Салон красоты», «Поликлиника», «Кафе», «Юный строитель», «Супермаркет», «МЧС», «Почта», «Семья», «Ателье», «Туристическое агентство». Также здесь имеются предметы - заместители; дидактические игры, настольно – печатные игры.

 

Центрхудожественно-эстетическое развитие

«Творческая мастерская»

 

Цель центра направлена на формирование умения творить прекрасное в своей повседневной жизни через включение в процесс воспитания обучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, на развитие ручной умелости и творчества.

В центре имеется широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

В центре имеется дидактический материал из серии «Искусство детям»; Схемы смешивания красок; рисования человечков; таблицы: «Тёплые – холодные цвета», «Контрасные цвета»; Картины известных художников; Образцы изделий декоративно -прикладного искусства; Раскраски по темам; операционные карты народной росписи: гжель, хохлома, городецкая.

Дидактические игры: «Народные промыслы» (городецкая роспись, хохломская роспись и т.д.); «Матрешки»; «Народные промыслы» - развивающее лото.

 

Центр познавательного развития «Математика» оснащен раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательным и познавательным математическим материалом, логико-математическими играми, набором геометрических фигур, математическими пазлами и мн.др.

 

Центр «Науки»  (природы и экспериментирования) 

 

Центр науки – очень важен в группе, так как он помогает детям обрести новые знания. Здесь дети могут экспериментировать, пробуя, повторяя свои действия в поисках результата, проводя долгосрочные наблюдения за растениями. Центр играет большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждают детей заботиться о них. 

Центр расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями. Уголок экспериментирования оснащён природным и бросовым материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, лупами, центр – песка и воды, детскими микроскопами, календарем природы; материал для проведения элементарных опытов, комнатными растениями на которых удобно наблюдать изменения частей растения, песочными часами, палочки для рыхления почвы, лейками, опрыскивателями, ранней весной вместе с детьми мы создаем мини огород. Здесь же представлены книги о временах года, иллюстрации и календарь погоды. В природном центре находятся серии картин «Времена года», «Животный и растительный мир»; наборы «Домашние животные», «Дикие животные»; альбом «Гербарий»; иллюстрации с изображением общих признаков растений; альбом «Природные явления», дневники наблюдений, схемы по уходу за растениями. Картотека опытов и экспериментов для дошкольников; картотека прогулок; картотека деревьев, растений; «Экологические сказки», «Экологические стихи и загадки», пазлы – овощи. Настольные игры: «Кто чем питается?», «Ботаническое лото» - цветы, составь картинку и др.

 

Центр художественно – эстетического развития  

музыки «ДО-РЕ-МИ»

 

Центр способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря), а также различные музыкальные сказки. Музыкальные игры, шумовые инструменты – погремушки, сделанные из пластиковых бутылок и др. Имеются дополнительные атрибуты к танцам, играм: платочки разного цвета, цветы – розочки из лент, разноцветные ленты, маски, султанчики. Портреты великих композиторов; картотека музыкальных и театрализованных игр. Детские музыкальные инструменты, магнитофон (ноутбук), музыкальные игрушки, музыкальные дидактические игры.

 

Центр краеведческо - патриотического воспитания

«Мы  живём в России»

Цель создания центра направлена на расширение краеведческих представлений детей, для накопления познавательного опыта. Основные направления работы: краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организации жизни детей по народному календарю.

Данный центр содержит в себе: государственную символику и символику России, Тульского края. Узловского района. 

Имеется наглядный материал: альбомы, картины, фото – иллюстрации; детскую художественную литературу.

Детям представлены фотографии достопримечательностей края, района (посёлка в котором они проживают), пазлы, составленные на основе известных детям зданий, памятников (фотографии). Куклы в национальных костюмах мира, глобус, карта России.

 

 

 

 

 

В центре художественной литературы 

«В гостях у книги»

 

В центре «В гостях у книги» ребенок по своему желанию может самостоятельно выбрать книгу и спокойно познакомиться с ней, внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Данный центр содержит в себе: детскую художественную литературу (представлены книги в соответствии с программой - авторские книги и произведения устного народного творчества, загадки, пословицы, поговорки); иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой; материалы о художниках – иллюстраторах; портреты поэтов, писателей (картотека с автобиографией); тематические выставки. Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц или в соответствии с темой недели.

Центр «Мир театра»

В центре театрализации  дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышления, стремления проявить себя в играх – драматизациях. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (деревянные фигурки; маски героев, пальчиковый театр, театр теней, театр на ладошке, на стаканчиках, на магнитах, настольный театр, кукольный театр, куклы на фартуках, театр с использованием фланелеграфа, театр на палочках), оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей. В уголке ряжения есть различные элементы костюмов, украшений, шапочки животных и т.п. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого проявления. Имеются иллюстрации к различным сказкам, ширма для проведения мини-спектаклей силами детей.

 

Физкультурно – оздоровительный центр «Крепыши»

 

Так же в группе имеется центр физического развития «Здоровье», цель которого является формирование ценностного отношения у детей к своему здоровью и развитие двигательной активности физических качеств детей. Данный центр содержит в себе: оборудование для ходьбы, бега, равновесия; для прыжков; для катания, бросания, ловли мяча. Атрибуты к подвижным и спортивным играм. Нетрадиционное физкультурное оборудование.

Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей.

 

 

 

Центр развития речи «Говоруша»

Содержит материалы по развитию речи, дидактические игры: «Составь слово», «Матрешки» и др. материалы на развитие логики, сюжетные картинки; настольно-печатные игры по развитию речи; мнемотаблицы.

Центр конструирования «Самоделкин».

Главной целью этого центра является: развитие конструктивно - модельных действий детей. Он включает: приобщение детей к миру технического и художественного изобретательства; развитие навыков конструирования по графическим схемам, моделям; развитие наглядно-образного восприятия; развитие памяти, мелкой моторики, мышления, усидчивости, творческих способностей.

Данный центр содержит в себе: напольный и настольный строительный материал; пластмассовые конструкторы, схемы и модели для всех видов конструкторов; транспортные игрушки; схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома, корабли, самолеты и др.). Мозаики большие и маленькие, разной фигурации.

Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Так же здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления. Дети широко используют подвижный подиум.

Центр «Мир без опасностей»

Тема безопасности детей в быту и на улице сегодня особенно актуальна. Ведь безопасность – это непросто сумма усвоенных детьми знаний, а правильное поведение в различных жизненных ситуациях, в том числе и неожиданных. Необходимо сформировать у них навык безопасного поведения.

Данный центр содержит в себе: дидактические, настольные игры по ПДД, пожарной безопасности, раскраски; дорожные знаки; модели транспортных средств и макет проезжей части; литературу о правилах дорожного движения. Плакаты: «Безопасная улица», «Один дома», «Правила пожарной безопасности»; иллюстративный материал: транспорт, дорожные знаки, ситуации на дорогах, пожарная безопасность; материалы для сюжетно-ролевых игр «Путешествие», «Я – шофер», «Дорога» (разные виды транспорта, напольная дорога, дорожные знаки); настольно-печатные игры: «Правила дорожного движения»; картотека сказок о ПДД и ОБЖ; картотека бесед по ПДД и ОБЖ; лэпбук по ПДД; картотека дорожных знаков; подборка иллюстраций по пожарной безопасности. Картотека подвижных игр для обыгрывания различных ситуаций. Маршрутные листы «Безопасная дорога из дома в детский сад».