МКДОУ детский сад № 15

Новости

Методическая гостиная

ребёнок должен выйти на него счастливым, а не отрешённым и переученным

Когда начало школьного обучения неотвратимо надвигается на родителей, оно вызывает множество противоречивых чувств: гордость за своего такого уже взрослого человечка, волнение, связанное с ожиданием и надеждой на его успехи, и, конечно, затаённый страх перед неизвестным.

Кроме невероятно трудной дилеммы - выбора школы, перед родителями встаёт множество других немаловажных вопросов. В каком возрасте следует начинать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет? А может быть, лучше подержать его дома до восьми? Справится ли ребёнок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить его к школе и как помочь ему преодолевать школьные трудности?

Это разумная и вполне объяснимая тревога: от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, во многом зависит успеваемость ученика в средних и старших классах. И что, пожалуй, даже более важно - именно в первые годы учёбы формируется отношение ребёнка к школе и к учению. А по большому счёту - это модель его будущей жизни.

ОЖИДАНИЯ И НЕДОУМЕНИЯ

Если первые шаги по «дороге знаний» оказываются удачными, если маленький ученик слышит похвалу такого значимого для него человека, как учитель - это становится для него мощным стимулом учиться, стараться, проявлять себя с лучшей стороны. Позитивный опыт закрепляется, становясь надёжным фундаментом в формировании деятельности и мироощущения ребёнка.

Но если ребёнок не получает положительного подкрепления своих действий от учителя (хотя оно должно быть, пусть даже прогресс минимален), он сникает, его желание добиваться лучших результатов угасает. И тогда первые радостные ожидания, связанные с торжественным осознанием «я - ученик», постепенно сменяются недоумением, горьким разочарованием и порой отчаянным нежеланием учиться! Так закрепляется ситуация неуспеха.

Это похоже на какой-то заколдованный круг: ребёнку трудно справляться с учёбой, он приносит из школы плохие оценки или замечания, он не хочет выполнять домашние задания, и их приготовление становится пыткой для всей семьи. А родители каждый раз внутренне сжимаются, отправляясь на собрание в школу и готовясь к разговору с учителем. И как результат - детские неврозы, повышенная тревожность, плохой аппетит и сон, страх и слёзы. Отчаянье настигает также и родителей, не знающих, почему это происходит с их ребёнком и в чём причина его трудностей. Может быть, их малыш был недостаточно подготовлен к школе - другие дети лучше читают, лучше пишут и т.д.?

КАТАСТРОФИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Но не всё так однозначно: научили дитя читать-писать - гарантировали ему полное благополучие в школе! Психологов и педагогов тревожит то, что в категорию слабоуспе­вающих и неуспевающих учащихся всё чаще попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счёта ещё до школы. Родители таких детей, приходя на консультацию к психологу, недоумевают: «Мы так много занимались с нашим ребёнком, старались всё сделать для его развития. Почему же он плохо учится?»

И действительно, редкие родители сейчас отваживаются отдавать своё чадо в первый класс просто так, без предварительных занятий наразного рода «подготовительных курсах». Порой на такие курсы ребёнка водят не один год, усаживая его за парту с 4-5 лет

и требуя корпеть над тетрадками, развивать учебно-важные качества, логику мышления и бог знает что ещё! Да и, конечно, не забывают для максимального эффекта хорошенько загрузить его музыкой, танцами, каратэ, теннисом (в произвольном сочетании)... Родители с большими финансовыми возможностями приглашают педагогов-репетиторов на дом. Но развитие личности и душевное благополучие ребёнка не имеют прямой зависимости от количества предоставленных ему образовательно-развлекательных услуг.

Дело в том, что далеко не все занятия с дошкольником предполагают формирование необходимых для школьного обучения качеств. Понятие «психическое развитие» шире, чем понятие «готовность к обучению в школе». Важнейшей задачей родителей должно быть полноценное и гармоничное развитие ребёнка, обогащение его внутреннего мира и сохранение эмоционального равновесия, а не стремление «впихнуть» в него как можно больше. Принцип «чем больше развивающих занятий с ребёнком, тем лучше он будет подготовлен к школе» - это заблуждение, которое приводит к его умственной и физической перегрузке. И в результате - обратный эффект: болезни, нервные срывы, школьная дезадаптация.

МИР РЕПЕТИТОРОВ, ПОДАРКОВ И ОТЧУЖДЖЕНИЯ?

К сожалению, родители часто думают, что репетиторы, тренеры, учителя музыки и рисования могут дать их ребёнку больше, чем они сами, поэтому отстраняются от нудных, на их взгляд, повседневных обязанностей: гулять со своим малышом, читать с ним книжки, играть в игры, рисовать и просто слушать его.

Откуда берётся поражающая детская жестокость, асоциальное поведение? Всё это те или иные формы проявления дезадаптации, то есть нарушение процесса привыкания, адаптации к условиям новой социальной среды. Не находя себе места в этой новой среде или не желая принять существующие здесь «правила игры», ребёнок испытывает глубокий внутренний дискомфорт, переживает стресс, конфликтуя или замыкаясь в себе и при этом доставляет массу проблем окружающим. И совершенно очевидно, что беглое чтение или навыки письма отнюдь не спасают беднягу. Не оттого ли нынешним детям так нелегко бывает «вписаться» в школьную жизнь, что родители перекладывают свои функции на кого-то другого, благо современный рынок услуг в сфере образования практически безграничен.

А ведь всё просто: детей надо воспитывать. Воспитывать - значит тратить своё время, свои душевные силы, а вовсе не деньги. Воспитывать - значит соучаствовать в жизни своего ребёнка день за днём, значит жить его мыслями и переживаниями. Воспитывать -значит своим примером формировать модель поведения. А что усваивает ребёнок, испытывающий дефицит тепла, участия, искреннего родительского интереса к нему? Будет ли он чуток к другим: учителям, одноклассникам? Или будет жить по закону джунглей - каждый сам за себя! Тем более что, «откупаясь» от своего дитяти дорогими подарками и развлечениями, родители укрепляют в нём эгоцентризм, набирающий к школьным годам поистине шокирующие размеры. Так вот, с одной стороны, душевная чёрствость, а с другой, избалованность и вседозволенность дают свои ужасающие плоды.

КООРДИНАЦИЯ, ГИБКОСТЬ, ВЫНОСЛИВОСТЬ...

Да, детей нужно готовить к предстоящему школьному обучению. Но к чему именно и в какой мере готовить дошкольника? И что же такое «готовность к обучению в школе»? Говоря научным языком, это такой уровень физического, психического и социаль­ного развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, это понятие состоит из физиологической, психологической и социальной, или личностной готовности. Все эти критерии тесно взаимосвязаны - недостатки одного из них так или иначе сказываются на других.

Фундаментом готовности ребёнка к систематическому школьному обучению можно назвать его физиологическую готовность, то есть развитие основных функциональных систем организма, состояние его здоровья.

Вспомним, что в старшем дошкольном возрасте - от 5,5 до 7 лет происходит бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребёнка: и нер-вной, и сердечно-сосудистой, и эндокринной, и опорно-двигательной. Старший дошколь­ник быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции его тела. Также происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребёнка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Физиологическое состояние ребёнка в этот период свидетель -ствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, к более интенсивным умственным и физическим нагрузкам. Так формируется физиологическая готовность ребёнка к обучению в школе.

Несомненно, систематическое школьное обучение требует от малыша большой физи-ческой нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Действия ребёнка должны быть произвольными, управляемыми. Нередко именно из-за недостаточности физического развития некоторые дети отстают в учении. Важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребёнка были достаточно развиты ловкость, координированность движений, гибкость, сила, выносливость. Последнее качество - важная характеристика физического развития, поскольку оно тесно связано с работоспособностью, которая необходима для достижения успеха в учебной деятельности.

Ещё один существенный аспект - из-за недостаточности развития кисти у ребёнка возникают графические трудности: описки, пропуски букв. Трудности эти усугубляются ещё больше тем, что ребёнок пишет шариковой ручкой и фломастерами. Их тяжесть и объём плохо ощущаются недостаточно развитой кистью маленького школьника. Поэтому советуют давать детям рисовать красками (гуашью, акварелью) и карандашами (цветными и простыми), которые хорошо развивают мелкую моторику руки и зрительно-двигательную координацию, необходимые для овладения письмом.

Вообще, чаще давайте детям возможность сделать что-либо своими руками, будь то рисунок, лепка из пластилина или глины, аппликация, оригами, работа с мозаиками и конструкторами. А уж если вы найдёте время и сделаете это вместе с ребёнком, то это будет огромным благом, и отнюдь не только для развития его мелкой моторики!

СОСРЕДОТОЧИМ ВНИМАНИЕ!

Кроме бурного физического развития, старший дошкольный возраст - это период активного развития и становления познавательной деятельности ребёнка, то есть его пси­хологической готовности к школе. Умственная деятельность дошкольника становится произвольной, то есть управляемой. Качественно новый виток развития проходят все познавательные процессы: внимание, память, мышление. Если малыш обращает внимание лишь на что-то яркое, неожиданное, сохраняет в памяти только то, что ему интересно, то в старшем дошкольном - младшем школьном возрасте он способен волевыми усилиями сосредотачивать внимание на чём-либо и удерживать что-либо в памяти произвольно, целенаправленно. Именно эта способность сознательно выполнять те или иные умственные действия потребуется от ученика.

В этот период значительно меняется и структура, и содержание детской деятельности. Подражая взрослому, в сюжетно- ролевой игре, а затем и в учёбе ребёнок постепенно овладевает всё более сложными видами деятельности, требующими от него нового, произ­вольного уровня регуляции своих действий. А для этого необходимо, во-первых, осознание целей и задач конкретной деятельности («Для чего я это делаю?»), во-вторых, знание способов их достижения («Как мне это сделать?») и, наконец, умение контролировать свои действия и оценивать их результат («Как я это сделал?»).

Поэтому, несомненно, важно развивать познавательную сферу дошкольников: разучи -вать стихи и песни, читать и обсуждать с ними книги, вместе задавать вопросы и искать ответы на них. Но, кроме того, даже в повседневной жизни, открывайте вашим детям многообразие окружающего мира. Учите их не просто видеть, но и наблюдать, не только

слышать, но и слушать, учите запоминать, добиваться решения поставленной перед ними задачи.

ПРИВЫЧКИ К ЖИЗНИ СРЕДИ ДРУГИХ

В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности. Усвоение норм и правил, умение соотносить с ними свои поступки - это первые задатки произволь-ного поведения. Социальная, или личностная готовность к школе означает, что дошкольник начинает осознавать своё место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция, а также стремление к новой социальной роли - роли школьника. Ребёнок начинает осознавать и обобщать свои переживания, у него формируются самооценка, устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности.

В этом возрасте появляется потребность в уважении и признании со стороны взрослых, желание вьшолнять важные для других, социально значимые, «взрослые» дела, самому быть «взрослым». Это также и потребность в признании сверстников, ведь старшие дошкольники явно предпочитают коллективные формы взаимодействия, но в то же время в игре и других видах деятельности они стремятся быть первыми. Кроме того, у них формируется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами, возникает новый (опосредованный) тип мотивации, а это - основа произвольного поведения.

Очень важно, чтобы ребёнок чувствовал со стороны родителей одобрение, подкрепле­ние значимости этих новых потребностей. Тогда он усваивает определённую систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе и в некоторых ситуациях уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так, как хочется в данный момент, а так, как надо.

Помните, что при поступлении ребёнка в школу изменяется система его отношений в межличностном общении. Отношения становятся более деловыми, тогда как в дошкольном детстве они были более индивидуальными и эмоциональными. А значит, в первую очередь ребёнка необходимо готовить к системе новых отношений в школе, где его будут оценивать по выполненным делам. Нужно научить его соотносить свои желания и действия с требованиями реальной жизни. На это родители должны обращать особое внимание. Не привыкнув соблюдать определённые правила, не научившись быть ответственным, вьшолнять определённые установки внутри своей семьи, ребёнок будет воспринимать с чувством внутреннего (а порой и бурного внешнего) протеста те нормы и требования, с которыми ему придётся столкнуться в классном коллективе. Нужно развивать у него умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками, подчиняться школьным правилам.

Поэтому советуют заранее подумать о том, может ли ваш малыш подчинить своё «хочу» вашему «надо». Пусть сначала это будут простые требования, которые постепенно могут усложняться. Вы можете обсудить их вместе с ребёнком, установив некие договорённости. Но при этом правила должны быть всегда обоснованные, справедливые по своей сути и значимые для вас обоих. Это и элементарные навыки самообслуживания: ты торопишься играть, но должен убрать свою одежду, заправить постель. Это и определённая помощь в доме и по хозяйству: ты хочешь посмотреть телевизор или поиграть за компьютером, но нужно присмотреть за младшим братиком; тебя зовут гулять друзья, но мама просит сходить в магазин или погулять с собакой. Включение ребёнка в вьшолнение общих, социально значимых дел позволит ему почувствовать свою сопричастность к ним и ответственность за выполнение своей роли.

Готовьте заранее вашего малыша к взрослой школьной жизни. Растите его здоровым, выносливым, умелым. Развивайте его умственно и духовно, учите его быть ответствен -ным. Занимайтесь с ним сами или же водите на подготовительные курсы, которые вовсе не являются злом, если не перегружают ребёнка. Главное, не подорвите его здоровье и не погасите в нём свойственное всем детям жизнелюбие.

Ведь, прежде всего, ребёнок должен быть счастливым! Если он будет всегда ощущать, что вы, родители, рядом с ним, любые учебные и жизненные трудности будут для него преодолимы. Что же касается его школьных достижений, то не забывайте время от времени напоминать вашему малышу (чтобы он ни в коем случае не усомнился в этом), что не они для вас главное, - для вас ценен и важен, прежде всего, он сам, какой бы он ни был.

Любите ваших детей. Поддерживайте их и сопереживайте вместе с ними. И что бы ни случилось, всегда будьте на их стороне!


Все фотографии новости: