МКДОУ детский сад № 15

Новости

ЛЕКТОРИЙ В чем суть воспитания – в обучении или в общении? Нравственные основы родительства.

Подготовила педагог-психолог

Шарова Т.В.

 

  • чего начинается воспитание? Большинство родителей тут же даст ответ: конечно же с внушения ребенку правил поведения. Ясно ведь, что послушный ребенок куда как удобнее непослушного. И стараются родители пораньше свое чадо воспитать: чтобы со взрослыми здоровался, маме с папой не хамил, не дрался, не толкался, правил не нарушал. Вот с этого-то и начинается для многих воспитательный процесс. Удалось в рекордные сроки превратить живого ребенка в подобие старичка – какое счастье, процесс идет правильно.

 

Но не все с этим согласны. Некоторые так и вовсе считают, что воспитание на самом деле не навязывание ребенку правил взрослого мира… а обучение. Воспитать – это просто развить ребенка во всех отношениях, и процесс этот чисто образовательный.

 

  • свое время выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что развивать в ребенке надо не отдельно ум и душу, а и то и другое одновременно, иными словами, учение – это и есть воспитание. А знаменитый русский писатель Лев Николаевич Толстой сказал: «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».

 

Трудно с ними не согласиться, тем более что обучение воздействует не только на ум, но и на чувства, волю, характер ребенка, при этом вооружает его необходимыми жизненными умениями и навыками.

 

Детьми приходится управлять, и мы должны учить их, передавать им некий опыт нашей жизни. Но мы иногда думаем, будто управлять и учить – это и значит воспитывать. Глагол “воспитывать” объединяет три разных действия: управлять, учить и общаться.

 

Мы должны управлять детьми, пока они маленькие, мы должны учить их, но довольно часто мы этим и ограничиваемся, оставляя в стороне, опуская самое важное педагогическое действие – общение. И можно понять, отчего мы склонны опускать общение – оно несовместимо с управлением и учением!

 

Для учения необходимо, чтобы учитель превосходил учащегося в знаниях или опыте. Для управления тем более необходимо превосходство по возрасту или по опыту, или по должности, или по уму, или по силе, или по авторитету. Чем значительнее превосходство, тем легче управлять.

 

Общение же, наоборот, требует абсолютного равенства. Всякое неравенство, превосходство, власть, необходимые для управления, для общения, губительны, делают его невозможным. Один миг общения дает для воспитания больше, чем целые часы поучений.

 

Все могут общаться со всеми, но не все умеют это делать; не все могут снять с себя доспехи превосходства, разоружиться при встрече с человеком, открыться душой. Не у всех хватает простодушия, способности чувствовать просто.

 

Общение, как и радость, редко приходит по желанию, по плану, преднамеренно. Чувство взаимной близости дается нам как награда. Стараться нельзя, наоборот, надо освобождаться от чувства ответственности, открываться, рисковать своим авторитетом и ни о чем не беспокоиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • действительности только общение делает детей воспитуемыми. Только дети, знающие общение со взрослыми, поддаются разумному управлению и обучению, не чувствуя его тяжести, не доставляя хлопот старшим

 

  • последнее время в эпоху информационных технологии общения между родителями и детьми полностью отсутствуют. Приходя уставшими домой родители включают мультики, тем самым отдаляясь от ребенка.

 

Молодые родители часто жалуются, что не могут найти общего языка со своими детьми. Они часто не понимают, что ребенку необходимо общение для того чтобы ладить

 

  • другими детьми в детском садике и в школе для хорошей учебы.

 

Прежде чем начать читать, ребенок должен овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить. Задача родителей научить ребенка находить общий язык с разными людьми, слушать и слышать их, правильно доносить свою точку зрения до собеседника и побеждать в спорах.

 

Чаще всего ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним его родители, он повторяет жесты, мимику, интонации и отношение к людям. Если отношения в семье доверительные, открытые, ребенок впитывает культуру общения из повседневной жизни.

 

Для полноценного общения с самого раннего детства необходимо развивать у детей чувство юмора. Люди, умеющие со смехом, улыбкой, шуткой выйти из затруднительного положения, всегда в центре внимания. Умение смеяться над собой, самоирония – прививка от комплекса неполноценности. Быть жизнерадостным – все равно, что быть счастливым!

 

Возникновение детских проблем зачастую связано со стереотипностью родительских представлений о воспитании. Например, некоторые родители стараются выполнять все требования и малейшие капризы ребенка, развивая тем самым эгоизм и потребительское отношение к окружающим, или покупают своим детям много подарков, как бы компенсируя недостаток общения со своим ребенком.

 

  • детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого родители должны помочь ему вырабатывать положительную самооценку.

 

Родители должны быть хорошим образцом для подражания. Иногда слова остаются незамеченными, а поступки навсегда остаются в памяти, в критической или похожей ситуации ребенком будет сделан выбор в пользу родительского примера. Малыш с детских лет копирует движения, поведение, речь родителей. Будьте внимательны к мыслям чувствам, словам, движениям, которые вы делаете.

 

Общение должно строиться на диалоге, обязательно ждите ответа ребенка. Перед началом общения с ребенком у вас в голове должна быть четкая цель, которая должна красной нитью пронизывать разговор. Общение без цели не приводит ни к каким результатам.

 

Родители должны быть    нежны и ласковы с ребенком, всегда отвечать на их вопросы.

 

Чаще улыбайтесь ребенку в процессе общения с ним.

 

Не унижайте достоинство ребенка, ведите разговор на равных. Если малыш говорит откровенную неправду, то постарайтесь тактично поправить ребенка.

 

Уважение к ребенку - это тоже важный момент в общении. При разговоре с ребенком уважительно относитесь ко всему, что слышите, и действительно слушайте! Потому что слушать всегда тяжело, особенно, когда кто-то говорит что-то, с чем вы можете может не соглашаться. Но ваша миссия, как родителя, просто сидеть и слушать. И, в свою очередь, если родитель понимает и уважает чувства своего ребенка, это всегда будет способствовать установлению более тесных связей с собственными детьми. Если ребенок нуждается в оценке ситуации, по окончании разговора вы можете выразить свои чувства и отношение к ситуации, но не нужно сразу после разговора осуждать, или каким-то образом поучать ребенка. Нет ничего более отталкивающего, чем родитель, который после откровенного разговора сразу начинает монотонно доносить ребенку, как он должен вести себя в той или иной ситуации, даже не прислушиваясь к тому, что именно хочет ребенок.

 

Поэтому родители должны обязательно прислушиваться к словам ребенка, не поучать, наставлять и устраивать «разбор полетов», а именно выслушав, высказать сое мнение, если ребенок в нем нуждается. Двустороннее взаимодействие способствует укреплению доверия, а главное безопасности ребенка, именно потому, что только вам он будет доверять все самое ценное и сокровенное, и можно всегда вовремя направить, поддержать и скорректировать сложную ситуацию.

 

Общаясь с ребенком и уделяя ему внимание родители растят жизнерадостного, счастливого и готового к общению ребенка.

 

Общение – это главное условие для развития в жизни человека.