Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один рубаху носит,
Другой – надел халат.
Один-рыбак с рожденья,
Другой - оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой - готовит мед.
Одним милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина-Россия у нас у всех одна.
В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО проблема мультикультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из важных.
Отличительная особенность сегодняшнего мира — миграция. Люди переезжают из региона в регион, из одной страны в другую. Все чаще люди, говорящие на разных языках, носители разных культур живут рядом друг с другом. Их отношения во многом зависят от системы ценностей и воспитания, которые они получили в детстве. Это диктует необходимость использования в работе с дошкольниками принципов этнопедагогики, направленных на обеспечение комфортного пребывания каждого ребенка в поликультурном социуме и полноценного развития дошкольников независимо от их национальной принадлежности, на формирование у детей доброжелательного отношения и проявления интереса к другой культуре.
Проблема мультикультурного воспитания достаточно актуальна и для нашего детского сада, так как его посещали и посещают дети не только русской национальности, но и узбеки, татары, киргизы.
В связи с этим, педагогам ДОУ бывает нелегко осуществлять образовательный процесс, так как должны учитывать особенности всех детей в группе, их религию, обычаи и традиции. Мы стараемся вести активную работу с воспитанниками, родителями воспитанников, приобщать их к жизни детского сада, не быть равнодушными. Наша задача – сплотить коллектив с раннего детства. Её решение потребовало особых социальных навыков, как от детей, так и от взрослых, и было невозможно без использования потенциала культурного наследия. В детском саду уделяется особое внимание формированию атмосферы национального взаимопонимания, сотрудничества и толерантности. Мы приобщаем детей к национальной культуре путем проведения игр–бесед, с помощью разнообразных видов образовательной и игровой деятельности, в процессе которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), особенностями национальной одежды, утвари, национальными обычаями различных народов, праздниками и играми, а так же знакомим с некоторыми народами: ярмарка «Национальная культура России», музыкальная гостиная «Национальный калейдоскоп», праздник «День народного единства», «выставка рисунков «Я, ты, он, она – вместе дружная страна». Реализуются такие проекты, как: «Мы все такие разные и такие одинаковые», «Наша Родина Россия», целью которых является привлечение родителей к этнокультурному образованию детей, повышение педагогической грамотности родителей в вопросах этнокультурного воспитания, прививания интереса к родной истории, ознакомления детей с этнокультурной картой России.
По возможности привлекаем родителей воспитанников — носителей другой культуры. Они рассказывают детям о своей культуре, национальных костюмах, праздниках. Выступления родителей в роли организаторов занятия или игры вызывают в детях чувство гордости, а у родителей поменялось отношение к участию в жизни детского сада.
Продуктивно строится работа по мультикультурному воспитанию с социальными партнерами: Узловским краеведческим музеем, детской школой искусств г. Узловая, центром культуры и досуга п. Дубовка, которые также в различных формах знакомят дошкольников с культурой народов России.
Показателем того, что наша совместная работа не прошла даром и была результативной, является то, что дети переносят полученные знания в самостоятельную деятельность. Они охотно играют в уголке народного быта в группе. С интересом рассматривают иллюстрации национальных сказок, играют в лото и одевают кукол в национальные костюмы. Слушают музыкальные произведения разных стран и продолжают задавать вопросы относительно других культур. Желание детей участвовать в календарно-обрядовых праздниках, утренниках, конкурсах, облачаясь в национальные костюмы разных народов и используя народный фольклор, также подтверждает, что в результате нашей работы дети приобрели первоначальные навыки социального общения и усвоили основы этики межнационального общения.