МКДОУ детский сад № 15

Новости

Вопрос: Как воспитать самостоятельность у детей раннего возраста в семье?

Уважаемые родители! Первые годы жизни ребенка являются важнейшим этапом в его формировании.

Чтобы  ребенок  развивался гармонично, важно последовательно формировать умения и навыки, так как на каждом возрастном этапе имеются периоды, наиболее благоприятные для закладки тех или иных жизненных функций.

Всем известно, что любое занятие будет приносить пользу, если взрослые создадут условия для развития малыша, не подавляя его инициативы, удовлетворять детскую любознательность.

     В воспитании самостоятельности у малышей следует начинать с самого простого – самостоятельно одеваться, раздеваться, есть, убирать игрушки, дружно играть, выполнять несложные поручения взрослых. Активно воздействует на маленьких детей пример взрослых, которым они стараются подражать.

   Малыши  проявляют большой интерес ко всему новому, учатся пользоваться вещами, предметами.

Так, если ему не давать возможности самостоятельно  пользоваться  посудой  в боязни, что разобьет, поранится, или не давать пылесос при уборке  комнаты в страхе, что будет  бояться  шума, то он  станет  пассивным.

Не следует забывать и еще об одной особенности – дети любят, когда их хвалят, подбадривают, поощряют.

 Особенно важна похвала в кругу сверстников: «Молодец! Умница! Помощник наш!» и т.п.

Такие слова действуют на ребенка положительно, развивают его достоинство и уверенность в себе и своих силах.

  Постепенно ребенку необходимо предоставлять все больше и больше    

  самостоятельности, как в принятии решений, так и в действиях.

          Не нужно решать проблемы за ребенка.  Но не стоит его также  оставлять без вашей поддержки, наедине с вопросами, которые его  беспокоят. Можно обсудить, помочь наводящими вопросами.

Например: «Как ты думаешь, если сделать так, что получится? А что еще можно сделать?»

С маленькими детьми хорошо проигрывать различные ситуации.  Иногда можно позволить ребенку совершить свои собственные ошибки, которые научат его гораздо  большему, чем  многочасовые  нотации  со   стороны  взрослого.

   Видя  результат своих  действий, ребенок  лучше  всего  усвоит  связь  между причиной  и  следствием.

  И каким бы ни был  результат действий малыша, родитель  должен сохранять  доброжелательность  и  тактичность.

Искренне  радуйтесь  вместе  с  ребенком  его достижениям  в самостоятельности.

 Приучая  ребенка  к  самостоятельности, старайтесь  формулировать  свои требования  максимально конкретно  и  понятно для ребенка.

Например,  конкретное  «после чаепития нужно отнести за собой чашку» будет  более  понятно  для  малыша, чем абстрактное  «нужно убирать за собой».

 Требуя от ребенка  выполнения тех или иных действий, не забывайте объяснять их смысл, пользу и необходимость выполнения.

Например, «Книжки после прочтения нужно положить на место.

И в комнате будет порядок, и книги лучше сохраняться, и ты легко в любой момент найдешь нужную книжку, если она будет лежать на своем месте.

Ты их сможешь потом почитать  сестренке.

А ей будет интересно слушать, и  рассматривать яркие  картинки  в немятой книжке».

Чтобы  привить детям  положительные  навыки, необходимо  наличие доброжелательной  спокойной  атмосферы, дети  должны  чувствовать  рядом с  собой  заботливого,  доброго  человека.

Любой  навык  формируется  не сразу  и при незначительном  изменении привычных  условий быстро исчезает.

Важное условие воспитания самостоятельности детей младшего дошкольного возраста – это постоянство.

Только последовательная и систематическая работа ведет к самостоятельному выполнению детьми установленных правил и норм поведения.

Бесспорно и то, что только единство требований, правильная организация и активное сотрудничество могут обеспечить успех в воспитании у малышей самостоятельности, формирование навыков самообслуживания.