МКДОУ детский сад № 15

Новости

Вопрос: Как преодолеть агрессивность ребенка?

Выделяют две наиболее частые причины агрессии у детей: боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем больше стоящий за ней страх;пережитая обида, или душевная травма, или самонападение.нимание

    Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Некоторые дети склонны к так называемой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях ребенок, не зная смысла бранного слова, тем не менее использует его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань становится средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребенок упал, расшибся, его поддразнили или задели. В этом случае ребенку полезно предложить альтернативу брани – слова, которые можно с чувством произнести в качестве разрядки («елки-палки», «пропади пропадом»).                                                                                      

         Как быть с детьми, проявляющими описанные формы агрессии?Если агрессия ребенка не носит болезненного характера и не наводит на мысль о более тяжелом психическом отклонении, то общая тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. Важны постоянство и последовательность в реализации выбранного взрослым типа поведения по отношению к ребенку.  Первым шагом на этом пути будет попытка сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. При физической агрессии это сделать легче, чем при вербальной. Можно остановить ребенка окриком, отвлечь его игрушкой или каким-либо занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).                                                                                                                                          

         Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. Проявивший агрессивную выходку ребенок подвергается суровому осуждению, в то время как его «жертва» окружается повышенным вниманием и заботой взрослого. Такое положение может ясно показать ребенку, что сам он только проигрывает от таких поступков.  В случае разрушительной агрессии взрослый обязательно должен кратко, но однозначно выразить свое недовольство подобным поведением. Полезно каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Чаще всего он отвечает отказом, но рано или поздно сможет откликнуться на слова: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому я уверена, что ты поможешь мне прибрать».мание

         Уборка как наказание за содеянное неэффективна, лейтмотивом доводов взрослого должна быть уверенность в том, что «большой» мальчик должен нести ответственность за свои дела. Если ребенок все же поможет убраться, он обязательно должен услышать искренне «спасибо».

          Вербальную агрессию предотвратить трудно. Поэтому почти всегда приходится действовать после того, как акт агрессии уже свершился. Если обидные слова адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. Может быть, он хочет испытать приятное ощущение превосходства над взрослым или же в гневе не знает более легкого способа выражения своих чувств. Иногда взрослые могут превратить оскорбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять напряжение и сделать саму ситуацию ссоры смешной.